serg07011972 (serg07011972) wrote,
serg07011972
serg07011972

Categories:

"Девятаев": Режиссер без киноязыка

Известный русский культуролог, историк и социолог Олег Кильдюшов написал замечательную рецензию на последний фильм кинорежиссёра Тимура Бекмамбетова "Девятаев":[Spoiler (click to open)]https://www.facebook.com/oleg.kildyushov.5/posts/2013725682099891




Сходили с друзьями в кино на широко рекламируемый фильм «Девятаев» авторства Тимура Бекмамбетова. Посмотрели и остались в смешанных чувствах: с одной стороны, визуальный продукт оказался вполне смотрибельным (минут на 20), однако все что касается дискурсивно-смысловой стороны традиционно для постсоветских картин развалилось, не начавшись. Создается такое впечатление, что создатели просто не знали, как наполнить два часа экранного времени, помимо знаменитой истории угона «Хенкеля» с острова Узедом.
По сути, в фильме нет экспозиции – т.е. зритель ничего не узнает о жизненной траектории протагониста. Между тем, это могло быть довольно интересно с точки зрения исторической антропологии советского: как простой деревенский парень попадает в военную элиту СССР, становясь летчиком-истребителем. Ведь Михаил Девятаев был тем самым «сталинским соколом», на которого высшее политическое руководство и весь советский народ возлагали надежды на случай войны. Как мы сейчас знаем, эти надежды оказались тщетными:
советские ВВС не только не смогли эффективно противостоять Люфтваффе рейхсмаршала Германа Геринга, но и были практически уничтожены уже в первые дни войны. Уже эта история военной катастрофы советской авиации из перспективы молодого пилота могла бы стать важным элементом кинонарратива. В целом же экспозиция могла бы объяснить необъяснимую лояльность миллионов русских людей людоедскому коммунистическому режиму: молодежь поколения Девятаева была продуктом социальной инженерии и не знала другого мира за пределами «банального сталинизма». Увы, мотивация Девятаева и его товарищей остается нераскрытой, что киношники пытаются заменить продолжительными сценами в немецком лагере для военнопленных. Хотя в нем он пробыл полгода, а до этого воевал с первого дня войны, причем не только в истребительной, но также в бомбардировочной и даже санитарной авиации. Кстати, перед пленом он летал в дивизии легендарного аса А.И. Покрышкина, что также могло стать ярким эпизодом в истории становления героя. Стоит ли говорить, что эпизод из жизни советских военных летчиков, даже стилизованный в духе культового фильма Л. Быкова «В бой идут одни «старики»», мог бы сделать кинонарратив более объемным.
Еще большие шансы для раскрытия образа героя давала историческая фактура, связанная с жизнью Девятаева после побега из плена: например, его пребывание «в гостях» у СМЕРШа в том же самом лагере смерти Заксенхаузен, в который его отправили немцы после побега. А чего стоит встреча героя – возможно, легендарная – с С.П. Королевым, которому он якобы провел экскурсию по ракетному центру немцем на острове Узедом! Кинотворцы почему-то не захотели или не смогли реализовать этот сценарный потенциал, ограничившись титрами в конце фильма. Однако в кино истории рассказывают через визуальный ряд, а не через титровый текст.
Столь же кинематографичной могла бы стать сцена преследования угнанного Девятаевым «Хенкеля» немецким асом Гюнтером Хобомом, с которым он в конце жизни встретился на Узедоме в 2002 году! Вместо этого в фильме его преследует альтер-эго в лице друга-изменника Николая Ларина, надевшего форму РОА, но почему-то оказавшегося на секретной базе в Пюнемюнде. Т.е. и здесь кинематографисты предпочли неуместную цитату из культового «Бойцовского клуба» крутейшей подаче из реальной биографии героя…
В разговоре с известным ютьюб-сталинистом Гоблином Т. Бекмамбетов попытался объяснить свои резоны для выбора данной драматургической линии, но, опять же, это странный способ общаться со зрителем для кинорежиссера: тем самым он лишь признал неспособность рассказать историю визуальным языком своей картины. Я даже вспомнил в этой связи, как к нам в школу приезжал легендарный летчик А.П. Маресьев. После вступительной речи героя нам показали древнейший по меркам 1982 года фильм – черно-белую экранизацию повести Б. Полевого аж 1948 года. Все мы-дети были крайне разочарованы таким решением проблемы визуализации подвига.
Не обошлось в фильме «Девятаев» и без уже обязательной для фильмов о войне «дружбы народов»: за поддержку фильма со стороны татарских властей Бекмамбетову пришлось ввести в фильм отдельную линию татарина-военнопленного. Думаю, это крайне сомнительный способ отдать должное памяти «своих» воинов – наверняка были реальные героические истории, заслуживающие экранизации...
Одним словом, фильм получился довольно скомканным в плане рассказанной истории. Многие потрясающие моменты биографии героя так и не были визуализированы. Их заменили компьтерной симуляцией авиационного боя, якобы уникальной в своем роде. Увы, она нас совсем не зацепила. Возможно, если бы мне довелось смотреть картину в советском детстве, визуальные ощущения были бы совсем другими, а сегодня это выглядит как продвинутая летная игрушка.
Мы с друзьями оценили фильм на твердую тройку, возможно с плюсом – что уже неплохо по нынешним временам массового кинотрэша на военно-героическую тематику.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments

Recent Posts from This Journal